Рекомендации психологов

Адаптация пятиклассников к школе.

Окончена начальная школа, и ваши дети переходят в среднее звено школы - интерната, где у них  начнётся новая жизнь – среди новых педагогов, работников школы. Какой она будет – во многом зависит не только от школы, но и от пап и мам.      Очень хочется, чтобы новые перемены  не отдалили вас друг от друга, а, наоборот, сблизили, сделали вас хорошими друзьями. Много будет трудностей у  детей, но не меньше будет радостей и побед! Очень хочется, чтобы вы бережно относились к большим огорчениям и маленьким радостям ваших детей, знали о них и помогали им переживать трудные минуты жизни.

Опыт показывает, что  даже самое хорошее образовательное учреждение не может полностью заменить семью, семейное воспитание. И поэтому очень важно интересоваться учёбой ребёнка.

Некоторых детей  невнимание родителей глубоко обижает, они замыкаются в себе, перестают быть искренними и откровенными. А интерес родителей пятиклассника придаёт особое значение всем его достижениям. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении любого рода заданий, принимается ребятами с благодарностью, способствует сближению родителей и детей. Всё должно быть замечено родителями: и радость преодоления трудностей, и победы над собой.

Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребёнка. В пятом классе детей ждёт новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у них ухудшаются сон и аппетит.

Педагогу надо помочь ребятам адаптироваться в новых социальных условиях. Но адаптироваться приходится не только пятикласснику к школе, к классному руководителю, к учителям-предметникам, но и самим педагогам – к новым для них воспитанникам, а родителям – к своему ребёнку, который стал младшим подростком.

Первоначальный этап пребывания в школе-интернате  как раз и есть период социально-психологической адаптации пятиклассника к  новым условиям.

Причинами медленной адаптации в 5 классе является следующее:

-      разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять;

-      большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассников пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых;

-      чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удаётся уделить всем необходимое внимание.

Все  переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни. Совместными усилиями мы с вами, уважаемые родители, сможем помочь нашим детям пережить этот сложный период.

Рекомендации для родителей.

-       первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;

-      обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок. Неформальное общение со своим ребёнком после прошедшего школьного дня;

-       обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы;

-       недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);

-       исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;

-       учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

-       предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля  над  его учебной деятельностью;

-       поощрение ребёнка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка.

-       развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребёнка.


Рекомендации педагога - психолога родителям воспитанников

МБОШ «Школа-интернат № 53»

1.  Главное - абсолютное принятие ребёнка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.

2.  Постараётесь понять, с какими трудностями сталкивается ребёнок. Не отказывайте ребёнку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребёнка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности.

3.    Познакомьтесь лично с классным руководителем и учителями-предметниками Вашего ребенка, установите с ними контакт. Помогите ребенку запомнить их имена, отчества и фамилии.

4.   Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребёнка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постараётесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником.

5.    Обеспечьте своему ребёнку соблюдение оптимального для его возраста режима дня и удобное рабочее место дома.

6.   Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса, приглашайте их в свой дом.

7.   Создайте ребёнку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками.

8.   Радуётесь достижениям своего ребёнка. Не позволяёте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребёнку, а его поступкам.

9.    Когда, откуда и в каком бы виде ни вернулся ваш ребёнок домой, встречайте его с любовью.

10.   Быть родителем не обязанность и не профессия. Это естественная человеческая потребность.

 




Каталог школьной формы для детей и взрослых